Нотариальная продажа квартиры

Новые технологии нотариата позволят дистанционно оформлять квартиры

Нотариальная продажа квартиры

В конце года вступает в силу закон, разрешающий проводить дистанционные сделки с участием нескольких нотариусов. Это позволит, например, переоформить квартиру, находящуюся в другом регионе.

Покупателю, допустим, из Хабаровска и продавцу из Москвы будет необязательно лично встречаться друг с другом. Но прийти к нотариусу, конечно, придется.

Особенно удобным новый формат может оказаться тем, кто давно уехал из родного города, а квартира в собственности осталась. Или жилье в другом регионе досталось в наследство.

Сегодня, чтобы решить юридические вопросы с недвижимостью на другом конце страны, надо непосредственно ехать на место. Или оформлять доверенность на кого-то из местных. Но теперь все станет проще.

Роскачество разъяснило, как выбрать нотариуса

Процедура подготовки к сделке останется прежней: каждый из нотариусов проведет экспертизу предъявленных документов, проверит реальную волю человека, понимает ли он, на что идет, и хочет ли этого. Нотариус разъяснит правовые последствия сделки и т.д. А вот само удостоверение договора будет проходить в режиме онлайн, через специально разработанный для этого защищенный канал связи нотариусов.

Сразу после оформления сделки нотариус, работающий с приобретателем недвижимости, направит электронные документы на регистрацию права собственности в Росреестр.

Подтверждение регистрации заявитель получит уже спустя один рабочий день. Причем регистрация бесплатна для гражданина.

Как и прежде, сведения о сделке будут храниться в Единой информационной системе нотариата, что исключает возможность их подделки.

“Есть все основания полагать, что совершение дистанционных нотариальных действий создаст защищенную и безбарьерную цифровую среду для надежных электронных сделок, – сказал президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик.

– Подчеркну, что эти и другие проекты, основанные на применении IT-технологий в правовой сфере, рассматриваются в рамках специальной правительственной программы “Цифровая экономика”.

Непосредственно Федеральная нотариальная палата выступает одним из экспертных участников этой программы”.

Важно, что нотариус несет полную имущественную ответственность за свои действия. Если он допустит ошибку, то компенсирует человеку весь ущерб.

Процедура

Начал действовать новый сервис – “Электронная нотариальная доверенность”. Он запущен Федеральной нотариальной палатой и одним из крупнейших банков страны. Снять деньги со счета и пополнить его, получить выписку теперь стало возможно по нотариальной доверенности в электронном виде.

Теперь не надо будет выписывать бумажную доверенность и каждый раз приносить ее в банк, чтобы, скажем, снимать пенсию за заболевшего родственника. Проект реализован при методологической поддержке Минкомсвязи России.

“Многие понимают цифровизацию как ИТ-автоматизацию отдельно взятых сервисов, – сказал министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Максут Шадаев.

– Мы понимаем цифровизацию как принципиально иной подход к проектированию процессов, радикальное изменение всего текущего ландшафта устоявшихся взаимоотношений между организациями и конечными пользователями.

Сервис электронных доверенностей как раз и является примером элемента новой цифровой архитектуры, который позволит обеспечить гражданам и организациям новую степень удобства и безопасности”.

На первом этапе с помощью “Электронной нотариальной доверенности” можно будет проводить простые операции – снятие денег, пополнение, получение выписки с вклада или счета. Уже сейчас эта операция доступна в ряде московских отделений банка.

Поверенный сможет проводить операции сразу, как только доверитель выпишет электронную доверенность. Получается, тот, кто должен получить деньги в банке, может сразу прийти туда. А тот, кому надо выписать доверенность, пойдет к нотариусу.

Электронный документ сразу будет направлен в банк.

Деньги

Нотариат запустил новый цифровой сервис: при оформлении наследства счета людей, ушедших из жизни, будут разыскиваться в режиме онлайн. Сейчас к системе подключен один из самых крупных российских банков, в перспективе поисковая сеть распространится и на другие банки.

Как подчеркивают в Федеральной нотариальной палате, сервис универсален и может быть применен для работы с различными кредитными организациями.

Более того, он позволяет выяснить наличие у покинувшего этот мир человека обезличенных металлических счетов, счетов ДЕПО, банковских ячеек и прочих продуктов кредитной организации.

“То есть рисков того, что какая-то часть наследственного имущества останется необнаруженной, теперь будет значительно меньше”, – подчеркивают в ФНП.

Ответ из банка может быть получен уже в течение нескольких часов после обращения нотариуса. Таким образом, нотариус сможет получить максимально точную и полную информацию о составе наследственной массы в течение отведенных для этого законом шести месяцев, и процесс оформления документов для наследников не затянется на месяцы или годы.

“Конечно, это упрощает жизнь и поиск наследства, оказание помощи в этом плане наследникам. Но невостребованные счета также портят характеристику банка. Поэтому в его интересах к этому сервису присоединиться.

И сейчас те банки, которые подсоединены к этому сервису, будут получать запросы от нотариусов.

И чем больше банков будет подсоединено, тем более правильно будут оформляться наследственные права”, – рассказывает член правления Федеральной нотариальной палаты Александра Игнатенко.

Оплата кредита через нотариуса повышает финансовую безопасность

Еще важная деталь: нотариусы смогут получить информацию о долгах покойного. Ведь долги тоже переходят по наследству. Если на умершем человеке висит несколько кредитов, наследники должны своевременно об этом узнать. Здесь тоже есть свои нюансы: наследник отвечает по кредитам в пределах полученного наследства.

То есть, строго говоря, с него нельзя взять больше, чем он получил. Однако на практике наследники могут и переплатить. Не все разбираются в юридических тонкостях, не всегда могут отстоять свои права.

Так что если на счету у покойного 200 тысяч рублей, а по кредиту он должен выплатить миллион, возможно, лучше не вступать в наследство, тогда и долги наследнику не перейдут.

Технологии

Процедура является обязательным действием нотариуса в рамках системы “одного окна” при удостоверении им сделки с недвижимостью или при выдаче свидетельства о наследстве.

Так что если гражданин оформляет квартиру через нотариуса, регистрация в Росреестре для него бесплатная и быстрая.

За год нотариусами было направлено в электронном виде на государственную регистрацию более 3 миллионов пакетов заявлений и 5 миллионов запросов о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН.

Источник: https://rg.ru/2020/09/30/novye-tehnologii-notariata-pozvoliat-distancionno-oformliat-kvartiry.html

Минимизируем риски: оформление сделки с недвижимостью через нотариуса и стоимость услуг специалиста

Нотариальная продажа квартиры

Приобретение объекта жилой недвижимости всегда считается ответственным мероприятием. В процессе его реализации необходимо подготовить определенные документы, выяснить много вопросов относительно приобретаемого объекта и т.д. Нотариальная сделка купли-продажи квартиры оформляется во многих случаях, а иногда она обязательна по закону.

Нужен ли нотариус при покупке\продаже недвижимости?

Существует несколько вариантов приобретения недвижимости:

  1. покупка всего объекта целиком;
  2. приобретение части объекта.

В первом случае нотариальное заверение и участие нотариуса необязательно. Согласно действующему законодательству достаточно заключить договор в письменном виде. Во втором случае обязательно понадобится нотариальное заверение документа, так как данное  правило установлено российским законодательством.

Если в сделке не участвует нотариус, то сторонам следует соблюдать некоторые правила:

  • дееспособность участников. Если продавец оказался недееспособен, имел психические заболевания, сделку можно оспорить;
  • понимание результатов сделки. Если участники не осознают или не понимают итогов составления договора, то результаты могут быть оспорены;
  • соблюдение обязательных условий оформления договора и т.д.

При соблюдении всех условий оформления договора нотариальное заверение не обязательно.

Плюсы и минусы нотариального сопровождения

Участие нотариуса в процессе оформления продажи квартиры имеет преимущества и недостатки.

К основным плюсам относятся:

  • наличие профессионального взгляда на сделку;
  • подтверждение дееспособности участников;
  • разъяснение нотариусом последствий сделки всем участникам;
  • правильность оформления договора.

Нотариус может самостоятельно подготовить договор с учетом особенностей конкретного дела. Однако участие лица специально уполномоченного на совершение таких действий есть и некоторые недостатки. Наиболее весомый – увеличение стоимости оформления сделки. За оформление договора и заверение, специалист берет определенную плату.

Обязанности и функции специалиста при проведении сделки

Круг обязанности нотариуса всегда различается в зависимости от необходимости и особенностей ситуации. Например, если у участников процедуры продажи уже есть составленный договор, который соответствует требованиям законодательства, то нотариус его оформлять не будет.

В этом случае такая процедура не имеет смысла и не входит в перечень обязанностей нотариуса. В обратном случае при желании сторон специалист может оформить договор самостоятельно.

Нотариус заверяет договор, чем подтверждает его действительность, и соответствие оформленного документа всем требованиям законодательства.

Если возникают сомнения на счет дееспособности участников сделки, нотариус может инициировать получение соответствующего заключения медицинского специалиста.

Как оформляется купля-продажа недвижимого имущества?

Процедура оформления договора во многих случаях протекает в стандартном порядке. Она потребует обязательного участия обеих сторон или их представителей.

Если в деле участвует несовершеннолетний, то от его имени осуществляют сделку родители (законные представители). При оформлении сделки с недвижимостью, обязательно потребуется в качестве завершающего этапа, проведение государственной регистрации перехода прав собственности.

Только после осуществления этого этапа моно считать сделку успешно завершенной.

Основные этапы

В стандартном случае существует несколько этапов в процессе оформления продажи жилой недвижимости:

  1. поиск покупателя, согласование условий сделки;
  2. оформление необходимых документов, в том числе составление договора;
  3. обращение к нотариусу по необходимости и желанию сторон;
  4. подписание договора;
  5. государственная регистрация перехода прав собственности.

Все этапы имеют свои особенности и нюансы. Если стороны не уверены в собственной юридической грамотности, то потребуется обязательное участие нотариуса.

Он подскажет, какие именно нужны документы, при необходимости поможет в их сборе.

Список необходимых документов

При продаже жилого объекта обязательно понадобится определенный комплект бумаг:

В исключительных случаях потребуются дополнительные документы.

Составление и заключение договора

Основным этапом процедуры является составление и подписание договора. Этот этап может осуществляться как при участии нотариуса, так и без него. Однако при содействии специалиста процесс пройдет быстрее, ошибок будет меньше и т.д.

Обязательными видами данных, которые должны содержаться в договоре считаются:

  • сведения об объекте, согласно которым его можно однозначно выделить среди всех прочих;
  • стоимость объекта.

Также в договоре указывают следующие виды информации:

  • о покупателе и продавце (Ф.И.О, место регистрации, паспортные данные);
  • о сроках передачи объекта при необходимости;
  • о представителях, если они участвуют в сделке;
  • подписи сторон;
  • о нотариусе в случае его участия;
  • дата оформления.

При составлении договора обеим сторонам следует ознакомиться с ним до подписания. В случае согласия со всеми условиями состоится подписание документа.

Сторонам не следует подписывать договор купли-продажи, если хотя бы один пункт документа им не понятен или вызывает сомнение.

Как проходит процедура удостоверения и регистрации?

После оформления соглашения о продаже объекта все документы, включая подписанный договор, передаются в Росреестр для регистрации прав собственности. Сегодня существует возможность не обращаться туда самостоятельно, а действовать через нотариуса. Это и быстрее, и выгоднее по стоимости.

В случае самостоятельного оформления обращаться можно посредством нескольких инстанций:

  • непосредственно отделение Росреестра;
  • МФЦ;
  • через портал Госуслуг.

Обращение через МФЦ дает такие преимущества: выбор подходящего отделения с наиболее удобным расположением, запись к определенному времени.

Процедура выполняется просто:

Если все документы, в том числе договор, составлены верно, то никаких проблем с оформлением не возникает. Ожидание регистрации составляет до 7 рабочих дней.

Сколько берет нотариус за сделку?

Стоимость нотариальной сделки купли-продажи квартиры, дома складывается из нескольких частей – это оплата:

  • технической работы, включающая составление договора;
  • заверения.

Сколько стоит нотариальное заверение договора купли-продажи квартиры, можно сказать однозначно. Величина закреплена в налоговом законодательстве и составляет 0,5% от цены сделки, которая равна стоимости квартиры. Оплата технической работы может быть различной – от 3 до 9 тыс. руб. Она зависит от установленного тарифа в конкретном регионе.

Кто оплачивает?

Часто стороны интересуются, кто оплачивает услуги нотариуса при продаже квартиры? В стандартном случае услуги оплачивает покупатель. Однако стороны вправе распределить расходы иным образом.

Если при продаже объекта недвижимости нотариальное заверение необязательно, но продавец настаивает на этом, то все расходы берет на себя именно он.

Возможные риски при оформлении сделки

Риски при осуществлении продажи жилого объекта есть всегда. Участие в деле специалиста по праву – максимально снижает все негативные стороны сделки, но все равно полностью их не исключает. Недобросовестными могут быть как покупатель, так и продавец.

Наиболее распространенными проблемами могут быть следующие:

  • недвижимость заложена;
  • объект получен в собственность продавцом незаконным путем, например, по наследству с нарушением интересов других преемников;
  • несоответствие объекта должным характеристикам. Например, после покупки становятся известны негативные истории происходящие в квартире: насильственная смерть и т.д. В этом случае даже нотариус не способен полностью снизить риски.

В результате, приобретение квартир – сложный процесс. Так как объект продажи отличается высокой стоимостью, к реализации процесса следует подойти ответственно. Нотариус не всегда обязательно должен в нем участвовать. Однако его присутствие в сделке значительно повысит ее качество и снизит некоторые основные риски.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 938-66-24, Санкт-Петербург +7 (812) 425-62-38, Регионы 8800-350-97-52

Источник: https://prozakon.guru/nedvizhimost/kvartira/kuplya-prodazha/notarialnaya-sdelka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.